Цель работы—обеспечение системного подхода в организации методического пространства

развивать сеть муниципальных экспериментальных площадок, способствовать участию школ города в конкурсах инновационных проектов на краевом и федеральном уровне; активизировать внедрение инновационных, в том числе информационных технологий в образовательный и воспитательный процесс;

совершенствовать единое методическое пространство, складывающееся в городе, координировать деятельность всех методических служб, организовывать взаимодействие с вузами края, с издательскими центрами и методическими службами городов и районов края;

разнообразить информационно-аналитическую деятельность системы образования города, совершенствовать систему мониторинга качества образования в муниципальной системе образования;

активизировать внедрение информационных технологий в образовательный процесс;

совершенствовать формы обобщения и распространения опыта педагогов города.

В истекшем году на первый план вышла задача совершенствования единого методического пространства в системе образования города. В течение года были подготовлены и утверждены нормативные документы (новая редакция Устава, локальные акты), изменившие правовой статус центра как учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Кроме того, изменилась структура Центра: как самостоятельное подразделение выделился отдел повышения квалификации и профессионального развития педагогов, в состав МОУ ГИНМЦ вошли окружные ИМК, став информационно-методическими отделами центра. Центр получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по семи образовательным программам: «Современные образовательные технологии в работе учителя-предметника», «Воспитательная деятельность педагога в современных условиях», школы  «Личностно ориентированный урок в системе работы  по учебно-методическому комплекту «Начальная школа ХХI века» под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой», «Оптимизация процесса обучения иностранным языкам в условиях модернизации образования», «Инновационная деятельность в образовательном учреждении», «Преподавание русского языка и литературы в условиях модернизации образования», «Организация профильного обучения в образовательном учреждении».

Методисты вновь созданного отдела повышения квалификации и профессионального развития педагогов за истекший год формировали группы педагогов для повышения квалификации в ККИДППО (1149 чел.), в ФПК КГУФКСТ (120 чел.), ИПК КубГУ (152 чел.) В истекшем году всего 1424 педагогических и руководящих работника повысили свою квалификацию. Отделом также подготовлена вся документация на проведение курсов повышения квалификации в рамках лицензированных программ: составлены и утверждены программы, собрана учебно-методическая база, подготовлена необходимая документация. Кроме лицензированных программ заявлены шесть краткосрочных курсов, изучение которых не предполагает выдачу сертификатов или удостоверений.

В городе развивается сеть инновационных школ: работают  23 муниципальные экспериментальные  площадки. В ходе конкурса инновационных проектов в этом году грант главы администрации города получили пять образовательных учреждений: гимназии  №23, 69, СОШ  №52, ДОУ  №130, 181.  Темы инновационных проектов этих образовательных учреждений связаны с приоритетными направлениями системы  образования города: здоровьесберегающими технологиями, профильным обучением, современными образовательными технологиями, созданием развивающего пространства в образовательном учреждении.

Реализуя поставленные задачи, научно-методический отдел МОУ ГИНМЦ продолжил методическое сопровождение экспериментов, реализуемых на территории края. В истекшем году эксперимент по введению единого государственного экзамена расширился: к обязательному экзамену по математике добавился обязательный экзамен по русскому языку, учащиеся края могут еще сдавать экзамены по выбору в форме и по материалам ЕГЭ по химии, биологии, физике, а в 2006 году еще и по географии. В городе уже сложилась система подготовки выпускников к этой форме итоговой аттестации: работают постоянно действующие семинары, на которых разбираются задания ЕГЭ, выявляются затруднения в подготовке учащихся и определяются способы их преодоления. Анализируя результаты единого государственного экзамена по математике, управление образования совместно с ГИНМЦ выделили образовательные учреждения, учащиеся которых показывают стабильно низкие результаты, и организовали индивидуальную работу с педагогами этих учреждений. Цель такой работы – выявить причины неудач и наметить меры по преодолению допущенных ошибок. Такая помощь оказывается как индивидуально, так и по группам, объединенным общими проблемами. Кроме того, методическая служба ежемесячно разрабатывает контрольно-измерительные материалы для мониторинга подготовки учащихся одиннадцатых классов к единому государственному экзамену по предметам, по которым  экзамены сдаются в форме и по материалам ЕГЭ.

На новый этап перешел эксперимент по введению профильного обучения: в этом эксперименте теперь участвуют 59 образовательных учреждений, в 30 общеобразовательных учреждениях были открыты профильные классы. За истекший год практически решена проблема проектирования элективных курсов для профильных классов: уже собран банк таких курсов, отработан механизм их экспертизы и рецензирования. Второй год в городе проводится конкурс программ элективных курсов, созданных педагогами города. Уровень этих программ достаточно высок, о чем свидетельствует тот факт, что большинство программ, победивших в городском конкурсе и представленных на краевой тур, получили высокую оценку жюри.

Научно-методический отдел ведет также методическое сопровождение курсов, которые появились в учебных планах  образовательных учреждений города последние два-три года. Это касается прежде всего курса «Кубановедение». Методисты МОУ ГИНМЦ участвовали в разработке стандартов и программ по этому предмету. В течение года методисты обновляли методическую базу для сопровождения этого курса: эти материалы помещены в двух новых сборниках «В помощь изучающему курс «Кубановедение». Большое внимание уделяется также сопровождению экспериментальных курсов «Основы предпринимательства» (в городе работает мастер-класс по этому курсу), «Основы православной культуры» (на базе краеведческого музея работает творческая лаборатория, занятия в которой ведут ученые, представители православной церкви, более тридцати человек в этом году прошли курсы по преподаванию этого предмета при поддержке Храма Рождества Христова).

В прошедшем году активизировалась работа по методическому сопровождению предметов эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство), а также основ безопасности жизнедеятельности и физической культуры.

В истекшем году методисты ГИНМЦ установили новую процедуру оказания помощи образовательным учреждениям, готовящимся к аттестации. Помощь оказывается по заявкам ОУ только в течение сентября-октября. Это позволило повысить ответственность педагогов за оформление школьной документации и избежать многократной переработки календарно-тематического планирования накануне аттестации.

Деятельность отдела воспитательной работы в истекшем году была направлена на удовлетворение актуальных профессиональных  потребностей педагога-воспитателя и обеспечение условий для включения его в творческий поиск. Организационно-коррекционная и обучающая деятельность отдела, построенная на индивидуально-дифференцированной основе, реализовалась через работу девяти различных городских методических объединений. Педагоги имели возможность выбора разнообразных форм совершенствования своих профессиональных умений: практикумы, круглые столы, творческие мастерские, тренинги, конкурсы, фестивали. Наряду с групповыми формами работы методистами отдела широко использовались индивидуальные формы работы: проведено 694 консультации по заявленным темам. Изучен результативный педагогический опыт коллег из ОУ №18, 30, 47, 71, 69, 84, 66, 75, 64, 81, 42, 63, учреждений дополнительного образования.

Одним из инновационных направлений деятельности отдела стало содействие в разработке и реализации воспитательных систем школ, органов ученического самоуправления, воспитательных программ. Созданы и активно работают творческое объединение «Этика» для классных руководителей, Школа молодого организатора, Школа методиста.

В практической деятельности определились достаточно эффективные формы методического сотрудничества с педагогами: фестиваль замечательных находок в организации воспитания, Первый городской смотр-конкурс органов школьного самоуправления и  детско-юношеских общественных объединений. Участие в таких формах взаимодействия побуждает педагогов-воспитателей к перестройке собственной деятельности.

Следует отметить повышение качества массовых мероприятий, в которых принимали участие все отделы Центра. Второй раз проходил в городе Педагогический марафон, в котором приняли участие свыше двух тысяч педагогов. Наибольший интерес в программе марафона вызвали дни учителя начальной школы, в которых по традиции приняли участие видные ученые, представители издательств, показали свои уроки и  мастер-классы опытные педагоги. Впервые в Педагогическом марафоне был проведен День учителя кубановедения и Дни педагогических издательств. Августовские мероприятия включали городские и окружные методические объединения по всем предметам. На этих методических объединениях были подняты важнейшие проблемы, которые стоят перед педагогами города в текущем году. В течение недели в Центре работала точка открытого доступа для участия во Всероссийском Интернет-педсовете. Пятый раз проходил в городе конкурс «Учитель года города Краснодара», в котором приняли участие  более 40 педагогов. Его отличительной особенностью стало учреждение новой номинации «Информационные технологии в образовании и активные формы обучения», появление новых заданий, позволяющих наиболее объективно выявить Учителя-Профессионала. С интересом посмотрели жители Краснодара выставку «Достижения системы образования города Краснодара», посвященную Дню города.

Налаживается взаимодействие Центра с видными учеными-педагогами и издательствами, выпускающими книги для школ. В истекшем году в городе побывали представители издательств «Просвещение», «Дрофа», «Корпорация Федоров», «Владос», «Вентана-Граф», «Академкнига», «Перспективная начальная школа», специалисты Центра развивающего обучения. Наиболее значительными событиями были авторские курсы действительного члена Российской академии образования доктора педагогических наук профессора М.М.Поташника «Урок двадцать первого века», в котором приняли участие 200 руководителей образовательных учреждений и педагогов города и края. Член-корреспондент РАО профессор В.Г.Маранцман и кандидат филологических наук доцент заведующий редакцией литературы издательства «Просвещение» В.П.Журавлев провели семинар «О современных учебно-методических пособиях по литературе». 

Развивается и международное сотрудничество ГИНМЦ. Так, в марте прошлого года заместитель директора ГИМНЦ Петрова Т.А. по приглашению «Учительской газеты» участвовала в Первом Всепольском фестивале русского языка, где давала открытые уроки в лицеях Варшавы. В декабре методист Центра  Смирнова О.И., ставшая победителем конкурса медиапроектов, организованного Центром обучения взрослых, побывала в городе-побратиме Краснодара Карлсруе  (Германия), где встречалась с педагогами немецких школ.        

Значительную роль в повышении качества методической поддержки играет информационно- издательская деятельность. В прошедшем году методистами информационно-методического отдела выпущено 12 сборников, посвященных проблемам профильного обучения, кубановедения, освоению новых технологий, отдел воспитательной работы выпустил свыше 24 видов методической продукции, среди них сборники: «Дополнительное образование в школе», «Наш двор», «Ключ к успеху», «Педагогика школьных каникул», библиотечка заместителя директора школы по воспитательной работе, отдел повышения квалификации и профессионального развития педагогов выпустил 13 сборников,  отдел развития образования 14 сборников, посвященных проблемам образования. Информационная поддержка педагогов города ведется и через постоянно обновляющийся сайт ГИНМЦ, и через газету «Панорама образования», двадцать номеров которой выпущено в истекшем году. Методисты центра публиковали статьи, посвященные проблемам образования в городе, в центральной прессе, принимали участие в разработке краевых методических пособий  по кубановедению. 

В истекшем году начата работа по просвещению родителей  и общественности с целью формирования гражданского общества, повышения ответственности общества за образование, формулировки образовательного запроса общества. Кроме газеты «Панорама образования», которая выпускается в городе уже четвертый год, совместно с ГТРК «Краснодар» организована еженедельная передача «Разговор с родителями», которая освещает проблемы воспитания и образования, также еженедельно в городской прессе выходят статьи, посвященные  семейному воспитанию.

Работники Центра сами повышали квалификацию в Академии повышения квалификации (4 человека), в Институте повышения квалификации в Санкт-Петербурге, в ККИДППО, ИПК КубГУ, на выездных курсах Российской академии образования.

За прошедший год значительно улучшилась материальная база Центра: закончен ремонт первого этажа, существенно продвинулся ремонт подвальных помещений, заменено дворовое мощение. Увеличено количество компьютеров, создана локальная  сеть, создаются условия для работы компьютерного класса. Отремонтировано помещение для мини-типографии, которая начала свою работу.

Вместе с тем в работе Центра следует отметить следующие недостатки:

- единое методическое пространство складывается недостаточно быстро, это приводит к перегрузке плана работы, к дублированию некоторых видов деятельности различными структурами методической службы;

- методическая работа не всегда носит индивидуализированный, адресный характер;

- некоторые проблемы в преподавании основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры разрешены не до конца;

- по-прежнему низок уровень информационной культуры педагогов города;

- содержание деятельности классного руководителя, форм и методов взаимодействия семьи и школы не отвечает потребностям современного общества.

Все вышесказанное позволяет сформулировать задачи Центра на 2006 год:

- продолжить работу по созданию единого информационного и методического пространства в муниципальной системе образования; четко разграничить полномочия между различными структурами муниципальной методической службы; совершенствовать нормативно-правовую базу Центра;

- совершенствовать методическое сопровождение экспериментов по введению единого государственного экзамена и профильного обучения; индивидуализировать эту работу; продолжить методическое сопровождение новых предметов, введенных в учебный план образовательных учреждений города;

- поднять на новый качественный уровень методическое сопровождение  предметов эстетического цикла, а также физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности;

- повысить качество воспитательного процесса через обновление содержания методической деятельности: реализацию дифференцированного подхода в методической работе с педагогами, активизацию проектировочной деятельности;

- формировать положительное общественное мнение о системе образования города, способствовать формулированию общественного запроса на образовательные услуги;

- обеспечить методическую поддержку информатизации образовательного процесса;

- реализовать программы повышения квалификации педагогов города.

Семинар отдела воспитательной работы

Эффективно работали и новые формы: городская педагогическая выставка, методический практикум, на которых методисты вместе с участниками проектировали тот или иной вид творческой деятельности. Очень удачно внедряется такой метод, как обучение всего педагогического коллектива методистами ГИНМЦ по заявленной теме. Такая форма работы позволяет поддержать командный дух в образовательном учреждении и способствует развитию коллектива.  Стали популярными и другие активные формы работы: этический заряд, ролевая, деловая игра, мастер-класс, творческая группа, час общения, круглый стол, психологический тренинг, дискуссионный клуб, музейный урок, методическая гостиная, моделирование и анализ ситуаций.