Широкое развитие информационных технологий и их проникновение во все сферы жизни общества является тенденцией мирового развития. Этот процесс требует не только подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, но и повышения общего уровня компьютерной грамотности. Успешное решение данной задачи связано с совершенствованием и структурным изменением системы образования и подготовки специалистов, обеспечением современного материально-технического оснащения учебного процесса.

Материал подготовили:

В. Г. Маркарьян

А. А. Оробец

Проблемы информатизации образовательного процесса в образовательных учреждения города Краснодара

Некоторые итоги методического аудита

Использование современных технологий в образовательных программах предоставляет более широкие и доступные пути получения образования, повышает эффективность обучения. Это в конечном итоге способствует расширению возможностей повышения квалификации учителей, продвижению по службе. Реализация программ компьютеризации в сфере образования позволит: эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал для ускоренного развития и внедрения информационных технологий во все стороны жизни общества; обеспечить равноправный доступ всех граждан в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.

Информационные технологии уже прочно вошли в современную жизнь. По данным Комитета по труду и занятости РФ, из 54 специальностей, которые переживают бурный  рост в настоящее время, только 8 не требуют знаний информационных технологии.

Очевидно, что эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению проблем, связанных с переходом к новой парадигме в системе образования, - ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от использования информационных технологий для продвижения и углубления коммуникаций, а также для обеспечения нового уровня образования.

В области высшего образования наиболее приоритетными направлениями для использования информационных технологий являются компьютерные науки и инженерная подготовка. Именно они, а также часть дисциплин электротехники/радиотехники и информационных систем и составляют понятие компьютинга (computing), которому соответствует термин «информатика» (informatics). Что касается средней и профессионально-технической школы (включая  системы непрерывного обучения), тo там наибольший акцент делается на бизнес-ориентированное образование, на изучение и применение информационных технологий.

Понимание школьных курсов информационных технологий и информатики как разновидности начальных знаний о компьютере с элементами учебного программирования - чересчур упрощенный подход, в котором заложена мина замедленного действия. Попытки поверхностно изучить предмет компьютерных наук без наличия основ инженерного образования в заведомо худших условиях технической оснащенности, нежели те, что существуют в вузах, неизбежно приведут к дискредитации информационных технологий в глазах ученика и выпускника школы. Они могут на долгие годы выработать у него стойкий иммунитет ко всему, что связано с компьютером, а, следовательно, создать ему массу проблем в ближайшем и отдаленном будущем.

Компьютер в школе: два мифа

Миф 1. Для школ надо делать все свое

В школах необходимо внедрять не экспериментальные и не специальные, а стандартные решения в области аппаратного, телекоммуникационного и  программного обеспечения - это дает гарантию преемственности и практической востребованности.

История школьного образования (не только российского) полна печальных тупиковых эффектов, главным образом связанных с компьютерами. Такие же проблемы могут возникнуть и с программным обеспечением, но с более печальными последствиями.

Несмотря на повышение оснащенности школ компьютерами, на протяжении последнего десятилетия в мире наблюдается определенное снижение темпов информатизации образования. Частично эта ситуация объясняется тем, что именно 1980-е годы, когда количество компьютеров в учебных заведениях мира удваивалось каждое полугодие, ознаменовались ожесточенной битвой на рынке компьютеров. В результате к концу 1980-х выяснилось, что многие классы заполнены «тупиковыми» моделями. Не избежала общей участи и наша страна. Всевозможные «Микроши», БК и другие модели «доморощенных» персональных компьютеров быстро сошли с дистанции, породив, с одной стороны, устойчивое  разочарование и ощущение напрасно потраченных денег у руководства учебных заведений и, с другой стороны, усмешки школьников и студентов на так называемых уроках «информатики всухую». При этом создалась парадоксальная ситуация когда в школах скопилось большое количество старой компьютерной техники от которой образовательные учреждения не могут избавиться.

Еще одна причина неэффективности внедрения компьютеров в образовательный процесс в качестве важного звена информационной технологии - неудачный подход к построению таких баз данных, которые оказывались практически невостребованными.

Миф 2. Появление компьютера быстро облегчит жизнь учителя и администрации школы.

Завышенные ожидания - одна из причин быстрого разочарования в использовании компьютеров в школе. Информационные технологии, повышая эффективность многих процессов, в том числе и учебного, дают качественно новый уровень общественного развития, но при этом неизбежно усложняют нашу жизнь. Соответственно их внедрение усложняет и жизнь школы. Здесь нет никаких отличий от других областей знания: ведь успехи физических наук отнюдь не упрощают школьный курс физики.

До тех пор пока учителя (не только и не столько учителя информатики) и администрация школы не смогут получить необходимого минимума знаний в области  использования информационных технологий и на своем опыте убедиться в их практической ценности, компьютер и информационных технологий будут рассматриваться ими как нечто чужеродное.

Необходимо со всей серьезностью относиться к тем неизбежным проблемам, которые возникают на пути внедрения информационных технологий. Они затрагивают основные элементы школьной информационной системы: методическое обеспечение; подготовка преподавателей и администрации; прикладное программное обеспечение (энциклопедии, медиа-ресурсы, моделирование, управление административно-хозяйственным комплексом); базовая программная платформа (операционная система Microsoft Windows и пакет офисных программ Microsoft  Officeе); аппаратный комплекс (компьютеры, локальная сеть, доступ к Интернету).

Изучение опыта и анализ проблем

Для анализа состояния информатизации образовательного процесса в общеобразовательных школах города городской информационный научно-методический и аттестационный центр по заказу управления общего и профессионального образования, в соответствии с приказом №7-у от 12.01.2004 г., уже второй год проводит методический аудит по вышеперечисленным направлениям.

В 2003/04 учебном году в период с 4 февраля по 20 мая методисты центра посетили 32 учреждения системы образования города Краснодара (в том числе все четыре окружных ИМК, ДЮЦ, ЦО КВО, МУПК ПВО, ЦППШ «Старт», 9 гимназий, 1 лицей и 14 общеобразовательных школ).

Анализ материалов аудита производился по основным видам школьной деятельности. Среди них можно выделить такие как,  организация учебного процесса и управление школьным хозяйством; использование компьютеров учителями в учебной и методической работе; использование  компьютеров учащимися, преимущественно под контролем преподавателей; самостоятельное освоение навыков, в том числе дистанционное заочное обучение; организация свободного времени школьников, общение со сверстниками в разных уголках страны и мира.

Большинство образовательных учреждений, а точнее 13, имеют по одному компьютерному классу. В средних школах № 2, 52, 77, 99, гимназиях № 18, 23, 71, 87, лицее № 90, ДЮЦ по два класса, в центре «Старт» и в ЦО КВО – по три класса. Средняя обеспеченность учащихся компьютерами составляет 55 учеников на одно рабочее место. Только в девятнадцати образовательных учреждениях компьютер установлен в кабинете руководителя. Мало компьютеров в кабинетах заместителей директора. Не компьютеризированными оказались завучи в гимназиях № 18, 44, 87, СОШ № 40, 56, 80, в МУПК ПВО. В учительской или  в методическом кабинете компьютер оказался только в гимназии № 23, лицее № 90, центре «Старт», средней школе №40. Компьютер в библиотеке можно увидеть в школах № 2, 24, 56, 77, гимназии № 71; в кабинете психологической службе – в гимназиях № 23, 92 и в ИМК Карасунского округа. Еще очень небольшим остается число компьютеров в кабинетах учителей предметников. К большому сожалению, программное обеспечение, используемое в школах города, большей частью имеет пиратское происхождение. Частично лицензировано программное обеспечение только в пяти образовательных учреждениях, а полностью – только в трех. Уровень автоматизации труда администраторов и педагогов очень низок и, зачастую, ограничивается стандартным офисным пакетом. Автоматизированные рабочие места имеются только в четырех образовательных учреждениях. Это гимназия  № 23 (Хронограф: Расписание), лицей № 90 (Хронограф: Мастер, ПараГраф-М), средняя школа № 2 (Расписание, АРМ библиотекаря), средняя школа  № 77 (АРМ директора, заместителя директора, отдела кадров, учителя информатики).

Возможности ИКТ в управлении образовательным учреждением также используются далеко не на 100 процентов, и ограничивается, как правило, ведением баз данных по учащимся и педагогам. За опытом в этой области можно обратиться в гимназию № 87, где автоматизирован расчет степени и качества обученности, или, например в СОШ № 52, где  готовится справочная база для учителей и администрации.

Все проверенные образовательные учреждения имеют подключение к Интернету. Подключение по выделенному каналу имеют гимназии № 23, 69, 71, лицей № 90, ИМК Западного и Карасунского округов, ДЮЦ, центра  «Старт». Свои веб-сайты имеют 12 образовательных учреждений.

Использование компьютеров учителями в учебной и методической работе

Опыт применения ИКТ изучается и обобщается, но пока только на уровне информационно-методических кабинетов. Интересен опыт СОШ № 40, где психологом разработана программа по изучению электронно-информационного оперирования учащихся в Интернете. Все активней используются образовательными учреждениями ресурсы Интернета: во всемирной паутине у педагогов и администраторов школ уже появились определенные предпочтения. Это официальные сайты, образовательные и методические ресурсы: МоиН, Институт общего среднего образования, портал ЕГЭ, Ростест, Педсовет по средам, Федерация Интернет образования. Непрерывное образование, Дистанционный образовательный портал «Эйдос». В интернет-периодике самыми востребованными являются: «Учительская газета», «1 сентября», «Вопросы Интернет образования», «Информатика и образование», «Компьютер в школе». Среди предметных сайтов самые посещаемые - Мир  физики, Мир химии, Информатика. Русский язык, Английский язык. Многие педагоги пользуются Интернет-энциклопедиями. Среди них – «Кирилл и Мефодий», «Российские города от А до Я», «Универсальная энциклопедия», «Океан знаний», «Книжка про все» и многие другие. Свои каталоги Интернет-ресурсов имеют ДЮЦ, гимназии № 18, 23, 25средняя школа № 77. В школе № 40 создан тематический каталог по истории Кубани. Краснодарские учителя принимают участие в Интернет-проектах: ДЮЦ «Толерантность и права человека»; ИМК ЗВО «Кубышка  медиауроков», «Альманах»; гимназия  № 23 «Путешествие в мир туризма», «Золотое и каменное сердце», «С чего начинается Родина», и других; гимназия № 25 «Международная математическая олимпиада»; гимназия № 87 «Шнурки в стакане», «Ну-ка, все вместе, уши  развесьте», «Жемчужина Кавказа», «Электронные учебники по информатике»; лицей № 90 «Виртуальное  путешествие», «Интеллектуальный марафон», «Кубышка медиауроков»; СОШ № 52 «Заявка на успех»; гимназия № 69 «e-pals Project», «Итальяно-русская газета», «Лучший читатель России»; СОШ № 77 «Безопасность на дорогах», «Ратные страницы истории», «Дистанционный учитель года»; гимназия № 18 «23 регион – природные ресурсы». Кроме этого учителя и их воспитанники принимают участие в online-конференциях: ДЮЦ «Проект гармония», «Критическое мышление в век электроники», «Дистанционное образование». В электронных Интернет-проектах участвуют ОУ № 23, 25, 64, 71, 77, 80, 87, 99.

Обучение—использование компьютеров учащимися, преимущественно под контролем преподавателей

Использование компьютерного класса для проведения уроков, кроме уроков информатики производится в: гимназии № 23 на уроках английского, химии, математики; в средней школе № 2 на уроках английского языка, уроки русского языка. В ЦППШ «Старт» с использованием компьютерного класса проводится подготовка операторов ЭВМ, секретарей-референтов, бухгалтеров, экономистов. Педагоги гимназии № 36, и 69 ведут в компьютерных классах уроки английского языка. Учащиеся гимназии № 92 изучают английский язык, химию, МХК с помощью компьютеров. Помогают компьютеры в изучении английского и французского языков, истории, кубановедения учителям средней школы № 40. Увлекательно и интересно проходят уроки литературы с использованием компьютеров в школе № 24; уроки географии, биологии, физики, математики в средней школе № 77 и гимназии № 18. уроки русского языка. Раннее изучение ИКТ осуществляется в гимназии № 23, а в СОШ № 2 преподается пропедевтический курс по информационным технологиям в начальной школе.

Досуг—организация свободного времени школьников, общение со сверстниками в разных уголках страны и мира

Для организации свободного времени школьников в ряде школ города компьютерные классы используются следующим образом: в СОШ № 77 действует клуб «Мой компьютер»; Интернет-клубы работают в: ЦППШ «Старт», гимназии № 69; СОШ № 52. Использование компьютерного класса для дополнительных занятий осуществляется в: гимназиях № 23, 87 , лицее № 90 , СОШ № 2, центре «Старт» гимназии № 36, 69, 92, средних школах № 12, 52, 40, 24, 77, гимназии № 18.