Модернизация—изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами

Условия формирования инновационно-творческой личности учителя

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года среди общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования, отмечает переход к постиндустриальному, информационному обществу. Быстрота происходящих в информационном обществе изменений связана с высоким уровнем инновационных процессов в различных социально-экономических сферах, в том числе и в образовании.

На смену традиционной исполнительской деятельности учителя приходит деятельность творческого характера.

В связи с этим актуализируется проблема развития творческого потенциала учителя, решение которой обеспечит на практике качественное преобразование педагогической деятельности.

Анализ результатов участия учителей города в конкурсе «Лучший учитель» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» выявляет определенную тенденцию: в школах, работающих в инновационном режиме, количество победителей значительно выше, чем в школах, работающих в традиционном режиме. Итоги конкурса «Лучший учитель» можно представить в таблице:

 

2006 г.

2007 г.

Гимназия № 71

4 преподавателя

4 преподавателя

Гимназия № 72

5 преподавателя

2 преподавателя

Гимназия № 87

2 преподавателя

4 преподавателя

СОШ № 82

2 преподавателя

4 преподавателя

Лицей № 90

3 преподавателя

3 преподавателя

Гимназия № 71 (директор О. Ф. Позднякова) в течение многих лет является экспериментальной площадкой различных уровней. В 2007 году по итогам конкурса общественно-значимых инновационных проектов среди образовательных учреждений муниципального образования город Краснодар школа признана лучшей муниципальной экспериментальной площадкой. Работа по формированию «Инновационной модели деятельности научно-методической службы «школы самоэкспертизы» предполагает исследование влияния специально организованной инновационной модели деятельности научно-методической службы Школы самоэкспертизы на становление и реализацию профессиональной субъектной позиции учителя. В условиях эксперимента работают практически все учителя этой школы. Они используют новые педагогические технологии, в том числе технологию блочной подачи материала, технологию развития критического мышления при обучении чтению и письму, мультимедийные технологии, метод проектов и др.

В рамках эксперимента в течение многих лет работает гимназия № 72 (директор Е. В. Буровцева). В основе эксперимента этой гимназии лежит личностно-ориентированный подход при подготовке учащихся к ЕГЭ. Данное направление работы позволяет включить в экспериментальную деятельность учителей-предметников, работающих в выпускных классах.

Отдельный вопрос — сельские школы. В 2007 году только в Прикубанском округе победителями в конкурсе «Лучшая школа» стали 3 сельские школы. Среди них особое место занимает СОШ № 65. Руководит небольшим коллективом яркая личность — Ж. К. Нагимулина, в 2007 году ставшая победителем конкурса «Лучший учитель». Человек творческий, увлеченный, она ведет за собой своих коллег. Ни один творческий конкурс не оставляют без внимания педагоги этой школы, и результат — победы в конкурсе «Учитель года города Краснодара — 2007» (в номинации «Кубановедение»), в конкурсах мультимедийных презентаций уроков, элективных курсов, победы учащихся в краевых олимпиадах. Директор умело сплачивает вокруг себя не только коллег, но и родительскую общественность. Школа является социокультурным центром в поселке Северном.

Серьезную поддержку в формировании творческих способностей учителя оказывает городской научно-методический центр (директор Ф. И. Ваховский). Опыт инновационных школ ежемесячно включается в план работы центра. Благодаря диссеминации результативного опыта многие учителя включаются в процесс поиска новых интересных технологий, способствующих повышению качества образования. Составлен план диссеминации результативного опыта. Диссеминация инновационного опыта проходит через семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы. Школы, победители конкурса «Лучшая школа», проводят дни открытых дверей, творческие отчеты, где делятся опытом работы всего коллектива, творческой группы или отдельно взятого учителя. В каждом номере газеты «Панорама образования» освещается инновационно-творческая деятельность «Лучших учителей», «Лучших школ». Знакомство с инновационным опытом происходит также в рамках городского ежегодного «Педагогического марафона». Информация об инновационно-творческой деятельности образовательного учреждения, педагога можно и на сайтах управления образования города, городского научно-методического центра. Свой сайт имеют и все образовательные учреждения города. Обязательной на сайте является информация об участии в реализации приоритетного национального проекта «Образование». Знакомство с опытом работы учителей, победителей конкурса, обеспечивает на практике качественное преобразование педагогической деятельности.

Таким образом, инновационно-творческая личность учителя формируется в инновационно-творческой среде школы, города, края.

Т. Г. Ивушкина,
начальник ИМО ПВО МОУ ГИНМЦ

Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства