Данная тенденция отражает не только национальные приоритеты, но и общемировую направленность образовательной системы. Однако нельзя не признавать при этом и возрастающие запросы общества. Современный социальный заказ в сфере образования требует от школы создать условия для более осознанного и качественного самоопределения учащихся, адаптировать систему образования к рынку труда. Современное общество ожидает от школы создания условий для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, обеспечить социальную мобильность и адаптацию к различным условиям жизни. Применительно к школе эта цель образования конкретизируется в необходимости формирования у обучающихся способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной траектории или профессиональной траектории.

Практика показала, что для подростка, примерно с пятнадцати лет, в школе необходимо создавать условия для реализации способностей, интересов и последующих жизненных планов. Как правило, к старшей школе большинство ребят определились с предпочтениями среди программных предметов, а зачастую и с выбором профессии. Они выбирают предметы, чтобы в них специализироваться. Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа — институциональная форма реализации этой цели.

Департаментом образования и науки Краснодарского края был утвержден перечень профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях в 2008/09 учебном году, и перечень предметов для сдачи профильных экзаменов (предмет по выбору учащегося) выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений в 2007/08 учебном году в Краснодарском крае.

Направления работы ГИНМЦ по сопровождению эксперимента

В целях дальнейшего совершенствования механизмов оценки качества образования продолжается апробация независимой оценки качества образования в рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. В 2007/08 учебном году в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края планируется проведение выпускных экзаменов в IX классах общеобразовательных учреждений по 7 учебным предметам: русскому языку, алгебре, геометрии, физике, химии, биологии и географии.

Профиль

Профильные предметы по выбору
(два из предложенных)

Экономико-математический

Физика, геометрия, экономика, информатика, география

Физико-математический

Физика, геометрия, информатика

Физико-химический

Физика, химия, геометрия, информатика

Химико-биологический,
медико-биологический

Химия, биология, информатика, геометрия

Биолого-географический

Биология, география, химия, экономика

Естественно-научный

Химия, биология, физика, информатика

Естественно-математический

Химия, биология, физика, геометрия

Социально-экономический

Обществознание, география, геометрия, экономика, право

Социально-гуманитарный

Обществознание, история России, всеобщая история, литература

Социально-педагогический

Литература, геометрия, иностранный язык, обществознание, история России

Филологический

Иностранный язык, литература, мировая художественная культура

Гуманитарный

Литература, мировая художественная культура, обществознание, история России, всеобщая история

Технологический

Технология, физика, геометрия

Агротехнологический (агротехнический)

Технология, биология, химия, физика, биология

Индустриально-технологический

Технология, физика, информатика, черчение

Информационно-технологический

Информатика, геометрия, физика, иностранный язык, технология

Информационно-математический

Информатика, геометрия, физика, иностранный язык

Художественно-эстетический

Мировая художественная культура, литература, технология, история России

Оборонно-спортивный

Физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, обществознание, право, история России

Историко-правовой

Обществознание, история России, всеобщая история, право